lastochkanata: (Грустно-лирическая)
[personal profile] lastochkanata


Все деревни похожи одна на другую. Центральная, хорошо, если асфальтированная улица, переулки, несколько больших зданий - почта, магазин, детский сад, школа, администрация. Клуб еще. А вся остальная часть - дома, дома, дома. Маленькие частные домики, покосившиеся кривые домишки, новые большие коттеджи - уровень строения зависит от благосостояния села и его близости к городу, как правило. Огороды за околицей, загоны для скота, бывшие колхозные сельхозпостройки. Вот и вся картина. Достопримечательностей особенных нет, многие здания, доставшиеся в наследство от советского строя - типовые. Все одинаковое, монотонное и где-то даже унылое, как может показаться кому-то со стороны. Особенно в такую осеннюю погоду.

И все-таки, каждая деревня имеет свое лицо. Когда поездишь по краю и посмотришь много - то начинаешь эти различия видеть. Каждая деревня индивидуальна, как индивидуален человек. Вот у человека тоже все вроде одинаковое с другими людьми - голова, рот, нос, руки, ноги там... А каждый неповторим. И село каждое так же неповторимо. У него есть и свой характер, и своя история.

У Новоалександровки тоже есть своя история. И похожая, и не похожая на историю других окрестных сел.



Новоалександровка основана переселенцами второй волны в 1895 году. Приехали они из Воронежского уезда Рождественской волости европейской части России.

С этими переселенцами связана любопытная история. Дело в том, что по сей день у Новоалександровки есть второе, "народное" название - Антаевка. Оно в ходу особенно у старшего поколения. Иногда даже, бывает, скажешь кому-то про Новоалександровку, а он в ответ: "Ааа, это которая Антаевка? Знаю, знаю..."

Все дело в том, что крестьянским семьям в переселении способствовала помещица Воронежского уезда Александра Николаевна Антаева. Крестьяне тогда подали прошение разрешить переселиться на кабинетские земли Алтайского горного округа самому императору Александру III. Разрешение было получено, а землевладелица дала денег на переезд и обустройство. Крестьяне остановились на берегу Алея между деревней Половинкиной и Веселым Яром, в 18 верстах от Локтевского сереброплавильного завода.

Тогда-то и возникла путаница с названием. Изначально вроде как селение стало зваться Ново-Александровским - по имени государя императора, который, как считалось, покровительствовал здешним переселенцам. Но в округе уже было селение с похожим названием - Александровка. И предложили деревню переименовать, на крестьянском сходе решено было назвать ее в честь благодетельницы-помещицы - Антаевкой.
2.



Сохранился любопытный текст письма чиновника по крестьянским делам К. Федосеева: " «Означенный поселок первоначально был назван Ново-Александровским, но ввиду неудобства одинаковых названий деревень... я предложил сельскому сходу избрать для деревни какое-либо другое название, и сход решил назвать деревню «Антаевой». Далее чиновник продолжает: «Исключительное положение, исходатайствованное для них госпожой Антаевой... не повлияло пока благоприятным образом на нравственное их состояние, ни на материальное благоустройство, а дало лишь им право кичиться перед другими своим исключительно привилегированным положением, которое на языке их выражается даже так, что «сам царь пригласил их на вольные земли» и на основании сего требовать к себе все новых льгот и особого внимания со стороны местных крестьян и должностных лиц». (Цитата из статьи Омелянчука Б. "Сам царь пригласил нас на вольные земли" //Хлебороб Алтая.-2004.-№ 4/5.-С.5)

Выступивший с инициативой переименования чиновник не знал, что поселок был назван в честь императора. Но в дело вмешался начальник Алтайского горного округа, и старое название решили вернуть.

Однако, по другим сведениям название "Антаевка" сохранялось вплоть до 30-х годов двадцатого века. Тогда было, вроде как, окончательно закреплено наименование "Новоалександровка". Видимо, из-за такой чехарды с именем жители привыкли к обоим топонимам и оба они до сих пор в ходу)).

Возможно, что Новоалександровка - единственный населенный пункт в Алтайском крае, названный в честь императора (обычно деревни называли или по имени основателей, или по названию старой деревни, откуда родом переселенцы, или по особенностям местности).
3.



4.



Современное село Новоалександровка похоже на множество других сел Рубцовского района. О его старине говорит наличие саманных домиков прошлого века наряду с новыми, красивыми домами.
5.



Новый асфальт. В нынешних селах это большая редкость. Дорога к типовому советскому магазину, который занимает сейчас частный предприниматель.
6.



Антаевка. Сто лет назад разве что магазина не было да столбов с проводами. Остальное было все то же самое...
7.



А это уже поселок Зерно Новоалександровского сельсовета. Возникновение, предположительно, связано с коммуной "Зерно", которая здесь находилась. Возник поселок, соответственно, позже центральной усадьбы, это видно и по домам - нет старинных завалюшек, прямые улицы, ровная застройка (колхозная, видимо).
8.



Живут в Зерне, в числе прочих, пенсионеры-целинники, которым есть что вспомнить о том интересном и бурном времени в нашей истории.
9.



10.



11.



Магазин в Зерне.
12.



Осень.
13.




Date: 2016-10-14 08:22 (UTC)
From: [identity profile] annataliya.livejournal.com
Как по мне, главная достопримечательность подобных населенных пунктов - тишина)

Date: 2016-10-14 08:35 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Это да. Для столичных жителей, наверное, особенно актуально. Тихо, коровы мычат иногда, петух прокричит...

Date: 2016-10-14 09:31 (UTC)
From: [identity profile] michail-82.livejournal.com

Довольно не плохо выглядят села ! Осенью маленько подчеркивается серость ,однако не так и уныло!

Date: 2016-10-14 10:05 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Наверное, бывает и хуже. Были бы в селах хорошие дороги, тротуары - это бы гораздо улучшило впечатление. И осень, конечно, влияет на восприятие - летом было бы по-другому.

Date: 2016-10-15 05:33 (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона (http://www.livejournal.com/?rating=ru_siberia). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2016-10-15 07:49 (UTC)
From: [identity profile] p47klin.livejournal.com
Бывал я в этих селениях. В Зерно даже дальний родственник живёт.

Date: 2016-10-15 08:51 (UTC)
From: [identity profile] don-serhio.livejournal.com
Не могу понять как там жить, а главное зачем...если ты конечно молод

Date: 2016-10-15 09:10 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Ну... переехать жить в город, а лучше в большой, еще не значит найти ответ на вопрос "зачем".

А в деревне летом хорошо: вышел утром из дома - птички поют, тишина, пахнет луговыми травами. Продукты все экологически чистые. Стрессов нет. Что еще нужно... Но обычно люди понимают прелесть такого бытия уже в зрелом возрасте, помыкавшись по городам))).

Date: 2016-10-15 11:09 (UTC)
From: [identity profile] generationp.livejournal.com
да, все-таки при Путине россияне стали жить лучше, чем при Брежневе!

Date: 2016-10-15 11:17 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Это осень влияет. Летом вам бы здесь, может быть, понравилось)

Date: 2016-10-28 13:49 (UTC)
From: [identity profile] albinos76.livejournal.com
Ничесе асфальта сколько)))
Интересно,кто проектировщик этого типового сельского супермаркета,они ведь до сих пор в больших количествах живы и функциональны,зачастую даже не перепланированны.

Date: 2016-10-29 03:26 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Проектировщик, наверное, тот же, что у клубов и прочих администраций. Проект лаконичный и удобный, без излишеств.
Асфальт, видимо, новый недавно положили, черный еще)

Date: 2016-10-29 07:43 (UTC)
From: [identity profile] swallow-urbicum.livejournal.com
Согласен, что при всей своей одинаковости у каждой деревни индивидуальное лицо. Интересная история с названием вышла. Фотографии получились спокойные, даже немного сонные. Там, наверное, очень тихо?

Date: 2016-10-29 10:04 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Деревни все очень тихие, по сравнению с городом. Особенно осеню, когда не слышно птиц. Ветер шумит в травах, собаки иногда пролают, коровы промычат.... Но эти звуки, как ни парадоксально, не нарушают тишину, а лишь ее подчеркивают.

Date: 2016-10-29 10:27 (UTC)
From: [identity profile] swallow-urbicum.livejournal.com
Я тоже живу в деревне, люблю тишину, природу, а всего этого в городе мало.

Date: 2016-10-29 10:38 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Значит, вы счастливый человек). Нашим деревням не хватает комфортности и доступности благ цивилизации. А в остальном, конечно, деревня с городом не сравнится. Там душой отдыхаешь.

Date: 2016-10-29 10:43 (UTC)
From: [identity profile] swallow-urbicum.livejournal.com
У нас тоже много чего не хватает, я примерно два раза в неделю езжу в город за покупками.

Date: 2016-10-29 10:05 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
А зимой так вообще сонное царство)

Date: 2016-10-29 10:30 (UTC)
From: [identity profile] swallow-urbicum.livejournal.com
А по моим наблюдениям зимой на улице куча детей, играют в снежки, лепят снеговиков, в общем, забавляются кто как умеет)

Date: 2016-10-29 10:40 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
У вас наверное село современное. В наших молодежи не сильно много, увы. Но, может, тоже забавляются, не могу говорить, так как там не живу.

Date: 2016-10-29 10:44 (UTC)
From: [identity profile] swallow-urbicum.livejournal.com
На зиму приезжают внуки, наверное, из городов, поэтому и много детей. Не сказал бы, что у нас современное село.

Date: 2019-03-07 11:56 (UTC)
From: [identity profile] midday-22rus.livejournal.com
Если быть точнее, то что называли Антаевкой находится в забоке, на берегу Алея, недоезжая до Веселоярска 2-3 км. Там одни развалины фундамента остались. Там же рядом находился детский летний лагерь, Орленок вроде назывался.

Date: 2019-03-07 11:59 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Почему? Откуда такая информация?

Date: 2019-03-07 12:17 (UTC)
From: [identity profile] midday-22rus.livejournal.com
Сам там живу, из истории села знаю место первоначального его появления. Потом село уже перенесли на то место где оно сейчас находится с нынешним названием. Насколько помню, причиной было изменение русла Алея, потому что то место где сейчас остались старые руины, это сплошная низина, ежегодно заливаемая рекой, и по кругу низины как раз идёт старое русло реки, правда сейчас оно уже едва различимо, спустя столько десятков лет :) Сейчас попробую сделать скрины спутниковых карт сделать с отметкой тех мест.

Date: 2019-03-07 12:40 (UTC)
From: [identity profile] midday-22rus.livejournal.com
Получилось грубо, и на текущих почти летних снимках не видно остатков строений. ДОЛ - бывший лагерь, был снесен в начале 2000 годов, если память не изменяет. И недалеко примерное расположение старой Антаевки, данный участок леса называют в народе "горелый лес", потому что там часто любители халявной древесины в конце 90х - начале 2000 устраивали поджоги. Image
Image
Image

Date: 2019-05-15 12:21 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Спасибо за карты, не видела раньше ваш комментарий, так как он в "подозрительные" ушел. Может, доведется как-нибудь побывать в этих местах...

Date: 2019-07-09 07:30 (UTC)
From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com

Интересная история с именаси, первый раз такое встретилось. Спасибо!

Date: 2019-07-09 13:19 (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com

Я тоже впервые встречаю.

Профиль

lastochkanata: (Default)
lastochkanata

February 2020

M T W T F S S
     12
345 67 89
101112 13141516
171819202122 23
242526272829 

Облако тегов

Style Credit

Powered by Dreamwidth Studios